Пятница, 29.03.2024, 13:53
Персональный сайт Шиляевой Елены Геннадьевны
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [21]
Литература [42]
МХК [13]
История (5 класс) [14]
ОБЖ (5 класс) [6]
Классному руководителю [15]
Родителям [2]
Исследования и проекты [22]
Творческие работы учащихся [27]
Методика и дидактика [6]
Поиск на сайте
Опрос
Какой раздел сайта Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1334
Полезные ссылки
ИО портал КО
МБОУ МПЛ в ВК
«Лицей» в ВК
«Гимназия № 1» в ВК
Гимназия № 2 в ВК
КОГОАУ ВГГ
ВГГ в ВК
КОГОАУ «ККК»
КОГОБУ ДО «Мемориал»
ИРО Кировской области
ИРО КО в ВК
ДО г. Кирово-Чепецка
Минобразования КО
Олимпиады в КО
ЦОКО Кировской области
ФИПИ
«Герценка» в ВК
«Учитель года КО»
Грамота.ru
Это интересно
Поздравьте
Праздники России
Форма входа
 Методическая копилка
Главная » Файлы » Методика и дидактика

Статья «Нечитающее поколение: приговор для учителя или стимул для самосовершенствования?» (2008 год)
19.02.2012, 02:28

       Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни: гораздо легче, придя домой, включить телевизор и расслабиться или сесть за компьютер и поиграть, чем взять в руки умную книгу и задуматься.

       Как формировать у учащихся потребность в чтении? Как сделать уроки литературы событием и для ученика, и для учителя? Современные образовательные технологии становятся способом решения этих проблем.

       Одной из универсальных современных образовательных технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

       Для русского человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочётов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», - то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Но в педагогике термин «критическое мышление» предполагает прежде всего высокий уровень осмысленности процесса обучения не столько со стороны учителя, сколько со стороны ученика.

       Технология критического мышления представляет собой набор особых приёмов и стратегий, применение которых способствует и развитию мышления, и формированию коммуникативных способностей, и выработке умения самостоятельной работы. Эта технология помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие школьников в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность занятий. Отдельные приёмы этой технологии побуждают учащихся к чтению, что особенно важно для уроков литературы.

       Многие из методических приёмов технологии критического мышления сравнительно несложны, поэтому могут применяться даже учителями, незнакомыми с технологией РКМЧП.

       С 2002 года автор статьи в педагогической деятельности активно использует следующие приёмы технологии критического мышления: дерево предсказаний, инсёрт, чтение с остановками, синквейн и кластер.

       Дерево предсказаний – это выдвижение гипотез о том, как будут развиваться дальнейшие события в тексте и каков будет финал.

       Ещё в 1836 году А. С. Пушкин писал: «Мы ленивы и нелюбопытны». Да, современные школьники ленивы, но, в отличие от взрослых, они более любознательны. На этом личностном качестве и построен приём «дерево предсказаний», используемый с целью побуждения учащихся к чтению произведений. Кроме того, школьники, записывая объяснения своим версиям, учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

       Пример задания по рассказу И. С. Тургенева «Певцы» (для учащихся 10 класса).
       Внимательно прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева и предположите, что будет дальше и чем закончится произведение. Объясните свою точку зрения.

       «Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль колотовского оврага в направлении Притынного кабачка… на пороге кабачка показался мужчина высокого роста, без шапки, во фризовой шинели… Он звал кого-то…
       - Зачем я тебя зову? - сказал с укоризной человек во фризовой шинели. - Экой ты… чудной, братец… ждут тебя всё люди добрые: Турок-Яшка, да Дикий-Барин, да рядчик с Жиздры. Яшка-то с рядчиком об заклад побились: осьмуху пива поставили – кто кого одолеет, лучше споёт, то есть…
       Слышанный мною разговор сильно возбудил моё любопытство…
       Когда я вошёл в Притынный кабачок, в нём уже собралось довольно многочисленное общество...
       Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трёх, одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы – всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке… на лавке под образами, сидел соперник Яшки – рядчик из Жиздры: это был невысокого роста плотный мужчина лет тридцати, рябой и курчавый, с тупым вздёрнутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородкой. Он бойко поглядывал кругом… беспечно болтал и постукивал ногами, обутыми в щегольские сапоги с оторочкой. На нём был новый, тонкий армяк из серого сукна с плисовым воротником, от которого резко отделялся край алой рубахи, плотно застёгнутой вокруг горла».

       Пример задания по рассказу В. М. Шукшина «Алёша Бесконвойный» (для учащихся 11 класса).
       Внимательно прочитайте начало рассказа В. М. Шукшина и предположите, что будет дальше и чем закончится произведение. Объясните свою точку зрения.

       «Его и звали-то – не Алёша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алёшей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость».

       Задания подобного типа действительно вызывают у учащихся интерес к произведению, побуждают их прочитать книгу, чтобы прежде всего убедиться в правильности или ошибочности своей версии.

       Самыми «скучными» уроками литературы чаще всего являются уроки по биографии поэта или писателя. Конечно, знание творчества поэта или писателя невозможно без изучения его биографии, так как именно знакомство с основными вехами жизненного пути порой помогает понять причины, побудившие его к созданию произведения. Но изучение биографии поэта или писателя в школе часто не даёт представления о личности автора, так как почти всегда применяются репродуктивные методы обучения. Это приводит к тому, что учащиеся, обладая необходимой суммой фактов о биографии поэта или писателя, не испытывают интереса к личности автора конкретного произведения, его взглядам. Решить эту проблему также можно при помощи приёмов технологии критического мышления.

       Так, при изучении биографии Л. Н. Толстого в 10 классе используются инсёрт и чтение с остановками.

       Инсёрт предполагает маркировку текста, то есть выделение в тексте знакомой, новой и противоречивой информации. Учащиеся, внимательно читая текст, делают при этом пометки (условные обозначения могут быть иными):

  • « ۷ » - знакомая информация;
  • « + » - новая информация;
  • « ? » - противоречивая информация.

       Цель данной работы – побудить учащихся к вдумчивому чтению и размышлению над прочитанным.

       После краткого ознакомления с основными этапами творческого пути Л. Н. Толстого учащимся предлагается выполнить маркировку текста «Рабочий день Л. Н. Толстого».

Рабочий день Л. Н. Толстого

       Мы знаем Льва Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала совесть, его гуманистические взгляды на мир.
       В конце XIX века Толстой с семьёй проводил зимние месяцы в Москве. Зачем же он стремился жить в столице? Вовсе не за тем, чтобы создать себе комфорт, потому что и в городе писатель не отказывался от физического труда, много работал. Толстой старался заполнить свой день самыми различными занятиями, так как считал лучшим отдыхом чередование физического и умственного труда.
       Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком нестарым, он аккуратно занимался гимнастикой. Затем сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шёл в сарай колоть дрова. Эта работа была нелёгкой, зато полезной. И что бы он ни делал в течение дня: разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае, привозил ли воду из Москвы-реки, - всё это Толстой делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную работу, не пользуясь чужим трудом.
       После физической нагрузки наступали часы напряжённого умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с девяти часов утра до трёх-четырёх часов дня. После работы писатель шёл на прогулку по Москве и наблюдал за тем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, так как в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряжённо в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.
       В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 77 лет за два дня выучился на нём ездить. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и ещё дальше.
       В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех принимал. У него бывали как простые крестьяне и рабочие, так и прославленные современники. Приходили и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями. Всем он щедро дарил своё время, да и не только время, но и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы современников.

       Наиболее трудно для учащихся найти информацию, содержащую противоречие. В этом тексте такая информация встречается трижды: в третьем абзаце («будучи человеком нестарым»; Л. Н. Толстой родился в 1828 году, и в конце XIX века он был уже в преклонном возрасте), в пятом абзаце («Прогулка проходила обычно в одиночестве…»; близкие не могли наблюдать за ним), в шестом абзаце («В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 77 лет за два дня выучился на нём ездить»; в 1895 году Л. Н. Толстому было не 77, а 67 лет).

       Суть чтения с остановками такова: учащиеся читают какую-то смысловую часть и устно выдвигают свои предположения о дальнейшем развитии мысли. Концовку смысловой части можно закрывать чистым листом.

       Школьники работают с дневниковыми записями Л. Н. Толстого.

Из дневника Л. Н. Толстого

       1847
       17 марта. Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как…
       следствие раннего разврата души.
       18 апреля. Я написал много правил и хотел всем им следовать: но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавлять к нему другое только тогда, когда уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее…
       исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.

       1848
       1. Целью каждого поступка должно быть счастье…
       ближнего.
       2. Довольствуйся настоящим.
       3. Искать случаев делать…
       добро.

       1883
       7 декабря. Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть бельё, посидеть ночь с больным. Всё это хорошо, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно – научить жить добро. А как это сделать? Одно средство…
       самому жить хорошо.

       1900
       30 августа. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что…
       надо быть добрым: смиряться, прощать, любить.

       1908
       19 апреля. Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с…
       безумной роскошью жизни своей.
       2 июля. Когда я спрошу себя: что же мне нужно – уйти от всех. Куда?..
       К Богу, умереть.

       1910
       26 октября. Всё больше и больше тягощусь…
       этой жизнью.

       Это задание, несомненно, трудное, но вызывает непосредственный эмоциональный отклик у учащихся, помогая понять взгляды Л. Н. Толстого.

       В конце урока (на этапе рефлексии) учащимся можно предложить сочинить синквейн («пятистишие»).

       Правила написания синквейна:

  • в первой строчке должно содержаться 1 существительное, называющее предмет или явление;
  • во второй строчке – 2 прилагательных, описывающих предмет или явление;
  • в третьей строчке – 3 глагола, называющих важнейшие действия предмета или характеризующих явление;
  • в четвёртой строчке – фраза из 4 слов или афоризм, показывающие отношение к предмету или явлению;
  • в пятой строчке – 1 слово, характеризующее суть предмета или явления.

       К моменту изучения жизни и творчества Л. Н. Толстого ученики уже знают, что такое синквейн и каковы правила его написания, так как подобные задания выполняются довольно часто. Но при введении понятия синквейна учащимся можно предложить и пример такого «пятистишия» не на литературную тему, а на тему, более близкую им, - каникулы.

       Вот пример такого синквейна:

       Каникулы.
       Долгожданные, но недолгие.
       Планируешь, предполагаешь – не успеваешь.
       «Лето – это маленькая жизнь».
       Мгновение.

       Обычно написать синквейн о Л. Н. Толстом учащимся предлагается не только после изучения биографии писателя и знакомства с его взглядами в 10 классе, но и после изучения литературного портрета М. Горького «Лев Толстой» в 11 классе. Синквейн о Л. Н. Толстом, написанный в 10 классе, возвращается вместе со вторым «пятистишием» о писателе, созданном после изучения литературного портрета М. Горького. Ученики всегда с интересом сравнивают обе работы и часто замечают в них существенную разницу. Учитель же понимает, что представление о личности Л. Н. Толстого становится у школьников более глубоким.

       Вот пример удачных синквейнов о Л. Н. Толстом, написанных одной ученицей (первое слово, существительное, было задано – Л. Н. Толстой).

       Учащимся нравится это задание, оно позволяет проявить им творческие способности, а учителю предоставляет возможность судить об уровне усвоения материала.

       Ещё один приём технологии критического мышления, который также можно применять на стадии вызова и стадии рефлексии, - это кластер (графический организатор), предполагающий выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке. Если текст не используется, то под кластером подразумевается графическая организация материала, которая помогает понять, что можно сказать по данной теме.

       Кластеры составляются вместе со всем классом с использованием метода «мозгового штурма» и оформляются по-разному (в виде грозди, рыбьей кости, солнышка и т. п.).

       Вот примеры двух кластеров о М. Горьком, составленных в 2005 году. Кластер № 1 учащиеся составляли в начале изучения жизни и творчества М. Горького, кластер № 2 – на обобщающем уроке.

       Развитие критического мышления у учащихся на уроках литературы не является самоцелью, скорее, технология критического мышления и её отдельные приёмы – это средство для развития познавательного интереса к литературе как к школьному предмету и побуждения школьников к чтению хотя бы программных произведений.

Категория: Методика и дидактика | Добавил: Лена | Теги: литература, школа № 6 Кирово-Чепецка, Шиляева Елена Геннадьевна, МКОУ СОШ № 6, критическое мышление, Шиляева Е.Г.
Просмотров: 4551 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/114
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Шиляева Е. Г. © 2024
Таймер
До Нового года
прогноз погоды
Афоризмы мудрых
ОО Кирово-Чепецка
МБОУ МПЛ
МБОУ «Лицей»
МКОУ СОШ с УИОП № 4
МКОУ СОШ № 5
МКОУ СОШ № 6
МКОУ СОШ с УИОП № 7
МКОУ ЦОБР
КОГОАУ «Гимназия № 1»
МКОУ СОШ с УИОП № 10
МБОУ гимназия № 2
МКОУ ООШ мкр. Каринторф
КОГОБУ ШОВЗ
КОГОБУ ВСШ
МБУ ДО ДШИ им. Г.И. Бабко
МБУ ДО ДХШ им. Л.Т. Брылина
МБУ ДО ЦДТ «Радуга»
МБУ ДО СЮТур
МКУ ДО «МРЦ»
коллеги
Захарьина Е.А.
Перова И.Н.
Опалева Л.Л.
Шатунова Е.К.
Рылова О.В.
Мабатова Ю.Б.
Мартынова Е.И.
Саитова Н.А.
Будымко И.Е.
Карта посещений
free counters
Посетители
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан