Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» (1825)
06.11.2013, 08:04
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» написано в 1825 году в Михайловском. Оно посвящено Анне Петровне Керн, с которой Пушкин познакомился в 1819 году на балу в Петербурге. Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года, когда она гостила в Тригорском у своей тётки П. А. Осиповой. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной михайловской ссылки появление Керн вызвало «пробуждение» в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, волнение страсти, любовь. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром второй главы «Евгения Онегина». Несмотря на то что стихотворение посвящено конкретному лицу, лирическое чувство поэта предельно обобщено, потому что важен не сам адресат послания, а то состояние беззаветной влюблённости, свежести и чистоты чувства, которым наполнено стихотворение. Начинается оно с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта:
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
Последующие строфы стихотворения автобиографичны. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты», воссоздаёт иной строй чувств в период южной ссылки («бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»), говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о днях, проведённых «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Но проходит время, и вновь возрождаются чувства в душе поэта, вновь приходит вдохновение. Таким образом, композиция стихотворения основана на развитии центрального образа – образа «мимолётного виденья», «гения чистой красоты». Чувства поэта растворены в словах. Разнообразные эпитеты («чудное», «шумной», «небесные», «милые») и сравнения («как мимолётное виденье, как гений чистой красоты») позволяют судить о мастерстве поэта. Мы находим здесь и инверсию («грусти безнадежной», «передо мной явилась ты»), и анафору (в 3 – 4, 15 – 16 строках, а все четыре строчки последнего четверостишия начинаются с союза «и»), использованные для усиления смысла и выделения наиболее значимых слов. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом – излюбленным пушкинским размером. Рифма точная: как мужская (ты – красоты), так и женская (вдохновенье – виденье); рифмовка перекрёстная. Всё это вместе создаёт впечатление изумительной стройности стихотворения. Слова сами словно «просятся», ложатся на музыку. Поэтому в 1840 году М. И. Глинка написал знаменитый романс, где пленительные стихи соединились с чарующей музыкой. Среди шедевров пушкинской любовной лирики стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» занимает особое место. В нём любовная тема неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с истинной красотой. «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь» – вот для Пушкина человеческий жизненный ряд: божество рождает вдохновение, вдохновение продолжает жизнь, живущий человек испытывает различные чувства, а над всем этим властвует любовь.