Одна из главных проблем романа-эпопеи – проблема войны и мира, но не только как противопоставление мирного времени и сражений, но и как исследование гармоничных, дружеских отношений между людьми и отношений, следствием которых становятся ссоры, раздоры, вражда.
Причинам, развитию и исходу ненормальных, враждебных отношений между людьми посвящён эпизод дуэли П. Безухова и Ф. Долохова.
Как же произошло, что эти два человека, ещё до недавнего времени бывшие приятелями, участвующими вместе в кутежах, стали непримиримыми врагами? Причиной их раздора стала женщина, существо глубоко безнравственное – Элен Курагина.
Пьер Безухов и Фёдор Долохов находятся на обеде в Английском клубе в честь князя Багратиона – героя австрийского похода. Но ещё во время подготовки обеда Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Илье Андреевичу Ростову о несчастье Пьера: «Она (Элен) сюда приехала, и этот сорвиголова (Долохов) за ней… Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем». Да, Пьер сильно переживает, но не потому, что любит Элен, а оттого, что не может поверить в человеческую подлость.
На обеде, как назло, Пьер оказался за столом напротив Долохова. Ещё утром граф Безухов получил анонимное письмо, «в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна для одного его». Пьер не поверил письму, «но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним». Пьер – человек совестливый, и ему стыдно подозревать других, стыдно за то, что эти подозрения могут оказаться правдой. Пьер мучительно переживает это состояние, но он ещё не взбешён, он ещё не дошёл до критической точки эмоционально-психологического взрыва. Он ещё боится Долохова, потому что у того репутация человека, которому «ничего не значит убить». Пьер не обращает внимания на намёки, когда Долохов произносит тост, обращаясь к нему: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников». Но атмосфера постепенно накаляется.
Лакей, раздающий кантату Кутузова, кладёт листок Пьеру, как более почётному гостю, и Долохов выхватывает этот листок из рук Безухова. Тогда «что-то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело» Пьером. «Не смейте брать!» - крикнул он. Этот человек, всегда мягкий и добродушный, не смог сдержаться, так долго копившееся напряжение получило эмоциональный выход. Пьер вызывает Долохова на дуэль. «В ту самую секунду, как Пьер сделал это… он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решён утвердительно. Он ненавидел её и навсегда был разорван с нею». Таким образом, дуэль для Пьера была не столько заступничеством за честь жены и возвращением своей чести, сколько событием, позволившим прекратить гнусные и тягостные отношения в браке.
Дуэль состоялась на следующий день, в восемь утра, в Сокольницком лесу. Секундантом Долохова согласился быть Николай Ростов, а секундантом Безухова стал князь Несвицкий.
Пьер понимал, что дуэль – событие глупое, и думал, что Долохова невиновен, потому что жена стала для Безухова чужим человеком. Но от дуэли он не отказывается, лишь просит Несвицкого: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?» Долохов ещё более категоричен: «Никаких извинений, ничего решительно».
Погода мешает дуэли: оттепель и туман, за сорок шагов неясно было видно друг друга. Природа словно противится этому событию, ненужному и бессмысленному.
Противники начали сходиться. Пьер выстрелил первым и, совершенно неожиданно и почти не целясь, ранил соперника. «Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, который остановил его, крикнув: «К барьеру!» Долохов, собрав последние силы, уже лёжа на снегу, стал целиться. «Губы его дрожали, но всё улыбались; глаза блестели усилием и злобой». Пьер же «с кроткой улыбкой сожаленья и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки», стоял прямо перед Долоховым. Ему кричали: «Закройтесь пистолетом, станьте боком!» Кричал даже Денисов – его противник. Но, к счастью, выстрел Долохова не попал в цель.
Всё, казалось бы, расставлено по своим местам: глубоко нравственный Пьер, человек чистейшей и добрейшей души, наказал порочного и злобного Долохова. Но финал эпизода кажется неожиданным. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова, который очнулся при въезде в Москву. «Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова», который очень переживает, что его мать, если увидит его умирающим, не переживёт этого. Он умоляет Ростова ехать к ней и приготовить её. Оказывается, что Долохов, «этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат».
Такое окончание эпизода кажется неожиданным только на первый взгляд. Но у Толстого нет абсолютно отрицательных или абсолютно положительных персонажей, потому что он писатель-реалист. Акцентируя внимание на злобе и непристойном поведении Долохова, автор всё-таки даёт ему право остаться человеком.
Л. Н. Толстой хорошо передаёт душевное состояние героев через детали портрета, через их позы, выражение лица и приводит внутренние монологи. Мы вместе с героями романа-эпопеи переживаем их падения и взлёты, томимся их чувствами, размышляем с ними над жизнью и её вопросами. Всё это, несомненно, свидетельствует о мастерстве Толстого-психолога.
|