Стихотворение В. С. Соловьёва «Панмонголизм» (1894): интерпретация, истолкование, оценка
04.11.2013, 08:06
Владимир Соловьёв «Панмонголизм» Панмонголизм! Хоть имя дико, Но мне ласкает слух оно, Как бы предвестием великой Судьбины Божией полно.
Когда в растленной Византии Остыл Божественный алтарь И отреклися от Мессии Иерей и князь, народ и царь, –
Тогда Он поднял от Востока Народ безвестный и чужой, И под орудьем тяжким рока Во прах склонился Рим второй.
Судьбою павшей Византии Мы научиться не хотим, И всё твердят льстецы России: Ты – третий Рим, ты – третий Рим.
Пусть так! Орудий Божьей кары Запас ещё не истощён, Готовит новые удары Рой пробудившихся племён.
От вод малайских до Алтая Вожди с восточных островов У стен поникшего Китая Собрали тьмы своих полков.
Как саранча, неисчислимы И ненасытны, как она, Нездешней силою хранимы, Идут на север племена.
О Русь! Забудь былую славу: Орёл двуглавый сокрушён, И жёлтым детям на забаву Даны клочки твоих знамён.
Смирится в трепете и страхе, Кто мог завет любви забыть... И третий Рим лежит во прахе, А уж четвёртому не быть. 1 октября 1894 года
Стихотворение «Панмонголизм» написано в 1894 году Владимиром Соловьёвым – не только поэтом, но и философом. В общественно-философской и литературной жизни России конца XIX – начала ХХ века большую роль сыграла разработанная Соловьёвым доктрина религиозного представления действительности, которая в этом стихотворении раскрывается на реальных исторических фактах. В 1453 году произошло падение Византии и Константинополя: они были взяты турками, в результате чего христианская Византия стала мусульманской. Византию до этого называли «вторым Римом», указывая на преемственность когда-то сильной Римской империи («первый Рим»), павшей в пятом веке нашей эры; Россию же считали «третьим Римом», видя её уже преемницей Византии. Соловьёв рассматривает не только культурную связь Византии и России (Русь приняла из Византии православную веру), но и политическую. Византия была «вторым Римом», а «льстецы России» твердили, что Россия – «третий Рим», значит, то, что случилось с Византией, должно было когда-то случиться и с Россией. Из-за чего пала Византия? Из-за чрезмерной роскоши царей и нищеты простого народа, из-за государственности, сильно централизованной власти. Соловьёв жил во время правления Александра III, который старался централизовать власть; возможно, в этом поэт видел совпадение с ситуацией в Византии. Почему же Соловьёв говорит о панмонголизме? Стихотворение написано 1 октября 1894 года. В это время идёт война между Японией и Китаем, вынужденное участие в войне принимает и Корея. Таким образом, стихотворение навеяно вполне конкретными, современными автору событиями. Что такое панмонголизм? Это национальная идея людей из азиатских стран о мировом господстве. Возможно, Соловьёв рассматривал японско-китайскую войну как пробу сил перед будущим великим походом азиатов на Европу, следовательно, на Россию. Эта опасность и волнует поэта:
Как саранча, неисчислимы И ненасытны, как она, Нездешней силою хранимы, Идут на север племена.
Монголо-татарское иго было свергнуто при Иване III в 1480 году, после этого Монголия стала политически и экономически очень слабой страной. Уже не в ней видит Соловьёв угрозу России в период написания стихотворения. Должно быть, он имеет в виду Японию, которая уже начинала заявлять о своём намерении о мировом господстве. Совсем скоро начнётся русско-японская война, в которой Россия потерпит фиаско. Идея панмонголизма была весьма популярной в литературе на рубеже веков. Так, стихотворение Валерия Брюсова «Грядущие гунны», написанное в 1904 – 1905 годах, явилось прямым откликом на победы Японии в русско-японской войне. В «Грядущих гуннах» Брюсов «встречает приветственным гимном» азиатов, надеясь, что они «оживят одряхлевшее тело» Европы. Да и Соловьёв в своём стихотворении утверждает, что слово «панмонголизм» ему «ласкает слух». Почему? Возможно, потому, что христианская цивилизация растеряла свои религиозные, ценностные основы:
…в растленной Византии Остыл Божественный алтарь И отреклися от Мессии Иерей и князь, народ и царь…
Может быть, так смотрит Соловьёв и на современную Россию? Наверное, потому его стихотворение заканчивается пессимистически:
И третий Рим лежит во прахе, А уж четвёртому не быть.
В 1918 году Александр Блок напишет знаменитых «Скифов», где уже прямо будет утверждать: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными очами!» Правда, Блок будет уже иметь в виду не азиатскую угрозу, а непримиримые противоречия России с Германией (для последней мы, несомненно, «азиаты»). Стихотворение «Панмонголизм» Владимира Соловьёва нельзя толковать однозначно. Мы можем только догадываться о том, как рассматривал поэт эти «пробудившиеся племена»: как кару Бога («орудия Божьей кары») или как грядущий апокалипсис («предвестие великой судьбины Божией»). Важно то, что поэт и сегодня побуждает нас задуматься о будущем России.