2014 – 2015 учебный год
Тематические направления и темы сочинений
(Темы для Кировской области выделены жирным шрифтом)
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М. Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии его творчества, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п.
- Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
2. Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.
- «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
- «Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа…» (М. В. Кульчицкий)
- Произведение о войне, которое Вас взволновало.
- Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX – XXI вв.)
- Как влияет на сущность человека война?
- Какой опыт даёт человеку война?
- Война: преступление и подвиг.
- «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.
- Почему тема войны не уходит из литературы?
- Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и иными аспектами взаимодействия человека и природы.
- Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
- Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
- Чему человек может научиться у природы?
- Способна ли природа воспитывать человека?
- Способна ли природа давать подсказки человеку?
- Может ли природа помочь человеку понять себя?
- Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
- Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
- Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
- Почему картины зимы так интересны писателям?
4. Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т. п.
- Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
- Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
- Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
- В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
- Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
- Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
- Почему так важно сохранять связь между поколениями?
- Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
- Роль родительского наставления в жизни человека.
- Согласны ли Вы с утверждением героя И. С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
5. Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия.
- Что важнее: любить или быть любимым?
- Кого можно считать счастливым человеком?
- Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
- Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
- Как Вы понимаете слово «долг»?
- Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
- Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
- Что такое взаимопонимание?
- Чем опасна свобода без ограничений?
- Чем опасно равнодушие?
Критерии оценивания итогового сочинения
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция (логика сочинения: тезис – доказательство – вывод).
4. Качество речи.
5. Грамотность.
Обратите внимание
- На итоговую работу отводится 3 часа 55 минут.
- Рекомендуемый объём сочинения – не менее 350 слов.
- При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
- Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№ 3 – № 5).
- Вузы вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения.
|