Русский язык
10 класс
Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
Михаил Васильевич Ломоносов
Материалы справочно-информационного портала
«ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех»
Правила и упражнения по орфографии
- Основные принципы русской орфографии
- Обобщающая таблица «Правописание морфем»
- Непроизносимые согласные
- Корни с чередованием
- О / Ё после шипящих
- Ы / И после Ц
- Функции Ъ и Ь
- Разделительные Ъ и Ь
- Ь после шипящих на конце слов
- Приставки на -З /-С
- Приставки ПРЕ- и ПРИ-
- Ы / И после приставок на согласную
- НЕ с разными частями речи
- Частицы НЕ и НИ
- Н и НН в прилагательных
- Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
- Правописание слов с пол- / полу-
- Правописание сложных слов
- Правописание слов разных частей речи
- Правописание окончаний существительных
- Правописание суффиксов существительных
- Правописание суффиксов прилагательных
- Правописание числительных
- Правописание глаголов
- Правописание безударных личных окончаний глаголов
- Правописание суффиксов глаголов
- Правописание суффиксов причастий
- Правописание наречий и наречных сочетаний
- Правописание предлогов
- Правописание союзов
- Правописание частиц
- Трудные случаи орфографии
Правила и упражнения по пунктуации
- Основные функции знаков препинания
- Основные группы пунктуационных правил
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Однородные члены предложения
- Конструкции, грамматически не связанные с предложением
- Обращения и междометия
- Вводные слова и вводные предложения
- Обособленные члены предложения
- Обособленные определения
- Обособленные приложения
- Обособленные обстоятельства
- Обороты с союзом (частицей) КАК
- Уточняющие члены предложения
- Способы передачи чужой речи
- Прямая и косвенная речь
- Диалог
- Основные способы цитирования
- Сложные предложения
- Сложносочинённые предложения
- Сложноподчинённые предложения
- Бессоюзные сложные предложения
- Сложные предложения с разными видами связи
Интерактивные карточки (диктанты) по орфографии и пунктуации
Тексты на основе произведений школьной программы по литературе для 10 класса
- Гончаров И. А. «Обломов» (фрагмент 1, фрагмент 2, фрагмент 3)
- Достоевский Ф. М. «Идиот»
- Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание» (фрагмент 1, фрагмент 2)
- Лесков Н. С. «Очарованный странник»
- Салтыков-Щедрин М. Е. «Господа Головлёвы»
- Салтыков-Щедрин М. Е. «История одного города» (фрагмент 1, фрагмент 2)
- Толстой Л. Н. «Война и мир»
- Тургенев И. С. «Записки охотника»
- Тургенев И. С. «Отцы и дети» (фрагмент 1, фрагмент 2)
- Чехов А. П. «Дама с собачкой»
- Чехов А. П. «Ионыч»
- Чехов А. П. «Человек в футляре» (фрагмент 1, фрагмент 2)
Тексты на основе произведений школьной программы по литературе для 6 – 8 классов
- Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка» (фрагмент 1, фрагмент 2)
- Пушкин А. С. «Метель»
- Тургенев И. С. «Ася»
- Чехов А. П. «Смерть чиновника»