Целью современного российского образования является формирование самостоятельной творческой личности, способной к самоопределению и самореализации. В связи с этим в региональный компонент федерального базисного учебного плана введены курсы «Основы проектной деятельности» для учащихся 5 – 9 классов (основное общее образование) и «Основы проектирования» для учащихся 10 – 11 классов (среднее (полное) общее образование). Курс «Основы проектной деятельности» подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных проектных и исследовательских работ в старших классах.
Исследовательская деятельность школьников связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний. Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные учёными.
В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); учащиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.
Любая исследовательская работа вне зависимости от образовательной области имеет определённую структуру, включающую в себя оглавление (содержание), введение, основную часть (теоретическую и практическую главы), заключение, список использованных источников и приложение.
Как показывает практика, именно введение вызывает у школьников наибольшую трудность. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, выдвигаются гипотезы, указываются методы исследования. Для обучения этому учащимся можно предложить работу с отрывком из романа Александры Марининой «Воющие псы одиночества» [1].
«Сперва Лёшка прочёл ей краткую лекцию о том, чем отличается предмет исследования от объекта, а цели – от задач.
- Объект, Асенька, это круг изучаемых явлений, - говорил он, - а предмет – это связи и зависимости. Вот, к примеру, тема: «Влияние приливов и отливов в Чёрном море на рождаемость мышей». Объектом исследования будут приливы, отливы и численность популяции грызунов, а предметом – то, как состояние одних объектов зависит от состояния других.
Если переводить на понятный тебе язык математики, то объект – это значение показателя, а предмет – функция. Цель исследования – это конечный результат, задачи – это этапы, по которым ты движешься к цели, как по ступеням, поэтому задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Именно необходимы, то есть лишних задач, которые либо не ведут к цели, либо дублируют другие задачи, быть не должно. Изящество научной работы состоит в том числе и в её лаконичности, в ней не должно быть ненужного груза.
Настя сначала веселилась, потому что Чёрное море и мыши – это смешно, потом стала предлагать варианты формулировок, пока не пришла к таким определениям, которые устроили требовательного и поднаторевшего в научной работе Чистякова».
Выбор темы исследования определяется прежде всего спецификой образовательной области (учебного предмета), что позволяет решить конкретные предметные задачи.
Так, выполняя исследовательские работы по русскому языку, учащиеся повторяют и систематизируют материал школьного курса и получают возможность применить знания на практике, а следовательно, становятся более внимательными к языковым явлениям, развивают свою речь, повышают практическую грамотность.
По русскому языку чаще встречаются исследовательские работы по лексикологии и фразеологии («Употребление жаргонизмов в речи школьников», «Анализ лексических заимствований в спортивной сфере», «Фразеологизмы как средства речевой выразительности»), антропонимике и топонимике («Происхождение прозвищ учащихся МКОУ СОШ № 6», «Происхождение названий деревень Кирово-Чепецкого района»), гораздо реже – работы по другим разделам языкознания («Аббревиатуры в названиях торговых брендов», «Активные латинские и греческие словообразовательные элементы», «Соблюдение орфоэпических норм школьниками»). Исследовательские работы по русскому языку могут носить также комплексный («Отражение активных процессов в русском языке в газетных заголовках», «Языковые особенности рекламных текстов») или культурологический («Отражение особенностей национального характера в пословицах и поговорках») характер.
Часто исследовательские работы образовательной области «Филология» являются межпредметными, так как языковые явления описываются на материале конкретного литературного произведения («Изучение роли старославянизмов в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», «Особенности использования диалектизмов в рассказах В. М. Шукшина»).
Тематика исследовательских работ по литературе достаточно разнообразна. Это могут быть исследовательские работы, связанные с анализом одного или нескольких произведений автора («Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова», «Цветовая символика произведений А. С. Грина», «Изучение языка сказки Саши Чёрного «Мирная война»), имеющие «сквозной» характер и рассчитанные на сопоставление произведений разных авторов («Образ «маленького» человека в русской литературе XIX века», «Роль снов в литературных произведениях», «Тема пути в русской литературе», «Библейские мотивы в русской поэзии», «Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев», «Жанр сонета в поэзии Серебряного века», «Особенности жанра фэнтези»), изучающие жизнь и творчество поэтов и писателей, как правило, судьбы которых связаны с историей города или области («Длиннее всякой боли – боль души…»: Трагическая судьба незаслуженно забытого вятского поэта Игоря Франчески (1907 – 1996)»).
Для школьников полезно обращение к классическим для литературоведения темам, так как это обогащает читательский опыт учащихся, приучает их к самостоятельной работе с текстом, позволяет сформировать собственную оценку и по-своему интерпретировать художественное произведение.
Конечно, не каждый школьник способен выполнить глубокое и полное учебное исследование по русскому языку и литературе, это зависит не только от уровня сформированности специальных и общеучебных умений и навыков, но и от уровня общего развития человека. Поэтому задача учителя – помочь ученику в выборе необходимых для анализа источников информации и соответствующих методов исследования.
Если теоретические методы исследования (анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация и т. п.) являются достаточно универсальными, то эмпирические методы (наблюдение, беседа (интервью), социологический опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент и т. п.) напрямую связаны со спецификой учебного предмета. Довольно часто в исследовательских работах по русскому языку и литературе применяются наблюдение и статистические методы (подсчёт определённых языковых единиц), реже анкетирование, социологический опрос и тестирование. Эксперимент же более характерен для исследовательских работ естественнонаучной направленности, хотя и он может иногда использоваться в исследовательских работах образовательной области «Филология». Например, в исследовательской работе «Изучение языка сказки Саши Чёрного «Мирная война» был проведён лингвистический эксперимент, в ходе которого просторечные и разговорные слова и выражения в тексте были заменены нейтральными синонимами. 15 экспертам из числа учителей, выпускников и учащихся МКОУ СОШ № 6 было предложено, прочитав два текста (текст № 1 создан на основе сказки «Мирная война», текст № 2 – сказка «Мирная война»), ответить на вопросы: какой из текстов Вам больше понравился и почему, какой из текстов Вам кажется более смешным и почему? В результате этого эксперимента, а также сопоставления сказки «Мирная война» с двумя русскими народными сказками о солдатах («Простой солдат», «Мирная шинель») и сказкой Саши Чёрного «Солдат и русалка» был сделан вывод, что просторечные и разговорные слова и выражения придают произведению комический эффект и отражают своеобразный стиль писателя, характерный для сборника «Солдатские сказки». Таким образом в заключении был подведён итог работы в соответствии с поставленными целью и задачами.
Одним из показателей успешной работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся является защита работ на школьной конференции или участие школьников в конкурсах различных уровней. В Кирово-Чепецке ежегодно проводится городской конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Юный исследователь», учащиеся Кировской области также ежегодно могут принять участие в Региональном Конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее». Есть подобные конкурсы и российского уровня, например, фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (http://portfolio.1september.ru/).
[1] Маринина, А. Б. Воющие псы одиночества [Текст]. - М.: Эксмо, 2004. - С. 93 - 94.
|