Суббота, 18.05.2024, 08:02
Персональный сайт Шиляевой Елены Геннадьевны
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [21]
Литература [42]
МХК [13]
История (5 класс) [14]
ОБЖ (5 класс) [6]
Классному руководителю [15]
Родителям [2]
Исследования и проекты [22]
Творческие работы учащихся [27]
Методика и дидактика [6]
Поиск на сайте
Опрос
Какой раздел сайта Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1336
Полезные ссылки
ИО портал КО
МБОУ МПЛ в ВК
«Лицей» в ВК
«Гимназия № 1» в ВК
Гимназия № 2 в ВК
КОГОАУ ВГГ
ВГГ в ВК
КОГОАУ «ККК»
КОГОБУ ДО «Мемориал»
ИРО Кировской области
ИРО КО в ВК
ДО г. Кирово-Чепецка
Минобразования КО
Олимпиады в КО
ЦОКО Кировской области
ФИПИ
«Герценка» в ВК
«Учитель года КО»
Грамота.ru
Это интересно
Поздравьте
Праздники России
Форма входа
 Методическая копилка
Главная » Файлы » Исследования и проекты

Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе: из опыта работы (2009 год)
19.02.2012, 16:29
       Целью современного российского образования является формирование самостоятельной творческой личности, способной к самоопределению и самореализации. В связи с этим в региональный компонент федерального базисного учебного плана введены курсы «Основы проектной деятельности» для учащихся 5 – 9 классов (основное общее образование) и «Основы проектирования» для учащихся 10 – 11 классов (среднее (полное) общее образование). Курс «Основы проектной деятельности» подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных проектных и исследовательских работ в старших классах.
 
       Исследовательская деятельность школьников связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний. Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные учёными.
 
       В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); учащиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.
 
       Любая исследовательская работа вне зависимости от образовательной области имеет определённую структуру, включающую в себя оглавление (содержание), введение, основную часть (теоретическую и практическую главы), заключение, список использованных источников и приложение.
 
       Как показывает практика, именно введение вызывает у школьников наибольшую трудность. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, выдвигаются гипотезы, указываются методы исследования. Для обучения этому учащимся можно предложить работу с отрывком из романа Александры Марининой «Воющие псы одиночества» [1].
 
       «Сперва Лёшка прочёл ей краткую лекцию о том, чем отличается предмет исследования от объекта, а цели – от задач.
       - Объект, Асенька, это круг изучаемых явлений, - говорил он, - а предмет – это связи и зависимости. Вот, к примеру, тема: «Влияние приливов и отливов в Чёрном море на рождаемость мышей». Объектом исследования будут приливы, отливы и численность популяции грызунов, а предметом – то, как состояние одних объектов зависит от состояния других.
       Если переводить на понятный тебе язык математики, то объект – это значение показателя, а предмет – функция. Цель исследования – это конечный результат, задачи – это этапы, по которым ты движешься к цели, как по ступеням, поэтому задачи должны быть логически последовательны и необходимы для достижения цели. Именно необходимы, то есть лишних задач, которые либо не ведут к цели, либо дублируют другие задачи, быть не должно. Изящество научной работы состоит в том числе и в её лаконичности, в ней не должно быть ненужного груза.
       Настя сначала веселилась, потому что Чёрное море и мыши – это смешно, потом стала предлагать варианты формулировок, пока не пришла к таким определениям, которые устроили требовательного и поднаторевшего в научной работе Чистякова».
 
       Выбор темы исследования определяется прежде всего спецификой образовательной области (учебного предмета), что позволяет решить конкретные предметные задачи.
 
       Так, выполняя исследовательские работы по русскому языку, учащиеся повторяют и систематизируют материал школьного курса и получают возможность применить знания на практике, а следовательно, становятся более внимательными к языковым явлениям, развивают свою речь, повышают практическую грамотность.
 
       По русскому языку чаще встречаются исследовательские работы по лексикологии и фразеологии («Употребление жаргонизмов в речи школьников», «Анализ лексических заимствований в спортивной сфере», «Фразеологизмы как средства речевой выразительности»), антропонимике и топонимике («Происхождение прозвищ учащихся МКОУ СОШ № 6», «Происхождение названий деревень Кирово-Чепецкого района»), гораздо реже – работы по другим разделам языкознания («Аббревиатуры в названиях торговых брендов», «Активные латинские и греческие словообразовательные элементы», «Соблюдение орфоэпических норм школьниками»). Исследовательские работы по русскому языку могут носить также комплексный («Отражение активных процессов в русском языке в газетных заголовках», «Языковые особенности рекламных текстов») или культурологический («Отражение особенностей национального характера в пословицах и поговорках») характер.
 
       Часто исследовательские работы образовательной области «Филология» являются межпредметными, так как языковые явления описываются на материале конкретного литературного произведения («Изучение роли старославянизмов в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», «Особенности использования диалектизмов в рассказах В. М. Шукшина»).
 
       Тематика исследовательских работ по литературе достаточно разнообразна. Это могут быть исследовательские работы, связанные с анализом одного или нескольких произведений автора («Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова», «Цветовая символика произведений А. С. Грина», «Изучение языка сказки Саши Чёрного «Мирная война»), имеющие «сквозной» характер и рассчитанные на сопоставление произведений разных авторов («Образ «маленького» человека в русской литературе XIX века», «Роль снов в литературных произведениях», «Тема пути в русской литературе», «Библейские мотивы в русской поэзии», «Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев», «Жанр сонета в поэзии Серебряного века», «Особенности жанра фэнтези»), изучающие жизнь и творчество поэтов и писателей, как правило, судьбы которых связаны с историей города или области («Длиннее всякой боли – боль души…»: Трагическая судьба незаслуженно забытого вятского поэта Игоря Франчески (1907 – 1996)»).
 
       Для школьников полезно обращение к классическим для литературоведения темам, так как это обогащает читательский опыт учащихся, приучает их к самостоятельной работе с текстом, позволяет сформировать собственную оценку и по-своему интерпретировать художественное произведение.
 
       Конечно, не каждый школьник способен выполнить глубокое и полное учебное исследование по русскому языку и литературе, это зависит не только от уровня сформированности специальных и общеучебных умений и навыков, но и от уровня общего развития человека. Поэтому задача учителя – помочь ученику в выборе необходимых для анализа источников информации и соответствующих методов исследования.
 
       Если теоретические методы исследования (анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация и т. п.) являются достаточно универсальными, то эмпирические методы (наблюдение, беседа (интервью), социологический опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент и т. п.) напрямую связаны со спецификой учебного предмета. Довольно часто в исследовательских работах по русскому языку и литературе применяются наблюдение и статистические методы (подсчёт определённых языковых единиц), реже анкетирование, социологический опрос и тестирование. Эксперимент же более характерен для исследовательских работ естественнонаучной направленности, хотя и он может иногда использоваться в исследовательских работах образовательной области «Филология». Например, в исследовательской работе «Изучение языка сказки Саши Чёрного «Мирная война» был проведён лингвистический эксперимент, в ходе которого просторечные и разговорные слова и выражения в тексте были заменены нейтральными синонимами. 15 экспертам из числа учителей, выпускников и учащихся МКОУ СОШ № 6 было предложено, прочитав два текста (текст № 1 создан на основе сказки «Мирная война», текст № 2 – сказка «Мирная война»), ответить на вопросы: какой из текстов Вам больше понравился и почему, какой из текстов Вам кажется более смешным и почему? В результате этого эксперимента, а также сопоставления сказки «Мирная война» с двумя русскими народными сказками о солдатах («Простой солдат», «Мирная шинель») и сказкой Саши Чёрного «Солдат и русалка» был сделан вывод, что  просторечные и разговорные слова и выражения придают произведению комический эффект и отражают своеобразный стиль писателя, характерный для сборника «Солдатские сказки». Таким образом в заключении был подведён итог работы в соответствии с поставленными целью и задачами.
 
       Одним из показателей успешной работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся является защита работ на школьной конференции или участие школьников в конкурсах различных уровней. В Кирово-Чепецке ежегодно проводится городской конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Юный исследователь», учащиеся Кировской области также ежегодно могут принять участие в Региональном Конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее». Есть подобные конкурсы и российского уровня, например,  фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (http://portfolio.1september.ru/).
 

          [1Маринина, А. Б. Воющие псы одиночества [Текст]- М.: Эксмо, 2004. - С. 93 - 94.

Категория: Исследования и проекты | Добавил: Лена | Теги: литература, школа № 6 Кирово-Чепецка, Шиляева Елена Геннадьевна, МКОУ СОШ № 6, русский язык, исследовательская деятельность, Шиляева Е.Г.
Просмотров: 11504 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/90
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Шиляева Е. Г. © 2024
Таймер
До Нового года
прогноз погоды
Афоризмы мудрых
ОО Кирово-Чепецка
МБОУ МПЛ
МБОУ «Лицей»
МКОУ СОШ с УИОП № 4
МКОУ СОШ № 5
МКОУ СОШ № 6
МКОУ СОШ с УИОП № 7
МКОУ ЦОБР
КОГОАУ «Гимназия № 1»
МКОУ СОШ с УИОП № 10
МБОУ гимназия № 2
МКОУ ООШ мкр. Каринторф
КОГОБУ ШОВЗ
КОГОБУ ВСШ
МБУ ДО ДШИ им. Г.И. Бабко
МБУ ДО ДХШ им. Л.Т. Брылина
МБУ ДО ЦДТ «Радуга»
МБУ ДО СЮТур
МКУ ДО «МРЦ»
коллеги
Захарьина Е.А.
Перова И.Н.
Опалева Л.Л.
Шатунова Е.К.
Рылова О.В.
Мабатова Ю.Б.
Мартынова Е.И.
Саитова Н.А.
Будымко И.Е.
Карта посещений
free counters
Посетители
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан