Суббота, 18.05.2024, 08:47
Персональный сайт Шиляевой Елены Геннадьевны
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [21]
Литература [42]
МХК [13]
История (5 класс) [14]
ОБЖ (5 класс) [6]
Классному руководителю [15]
Родителям [2]
Исследования и проекты [22]
Творческие работы учащихся [27]
Методика и дидактика [6]
Поиск на сайте
Опрос
Какой раздел сайта Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1336
Полезные ссылки
ИО портал КО
МБОУ МПЛ в ВК
«Лицей» в ВК
«Гимназия № 1» в ВК
Гимназия № 2 в ВК
КОГОАУ ВГГ
ВГГ в ВК
КОГОАУ «ККК»
КОГОБУ ДО «Мемориал»
ИРО Кировской области
ИРО КО в ВК
ДО г. Кирово-Чепецка
Минобразования КО
Олимпиады в КО
ЦОКО Кировской области
ФИПИ
«Герценка» в ВК
«Учитель года КО»
Грамота.ru
Это интересно
Поздравьте
Праздники России
Форма входа
 Методическая копилка
Главная » Файлы » Литература

Статья «Секрет автора, или Роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении» (2013 год)
13.05.2013, 00:25
Живопись – это поэзия, которую видят,
поэзия – это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
      
       Школьная практика показывает, что, несмотря на усилия учителей, многие ученики формально подходят к анализу литературного произведения. В худшем случае школьники знают некоторые литературоведческие понятия, в лучшем случае умеют находить структурные элементы и изобразительно-выразительные средства, и лишь самые талантливые из учащихся понимают их роль в раскрытии авторского замысла.

       Показать важную роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении может анализ одного из живописных полотен, так как живопись в отличие от литературы искусство пространственное, видимое и потому наглядное. Кроме того, количество необходимых для анализа изобразительно-выразительных средств в живописи значительно меньше, чем в литературе; неслучайно обучать сочинению по картине в школе начинают раньше, чем сочинению по литературному произведению.
       Анализ картины может быть частью урока по обучению анализу лирического произведения в 10 классе, когда школьники уже владеют элементарными навыками анализа, но творческие работы ещё не отличаются глубиной.
       Для примера можно проанализировать картину украинского художника Иосифа Иосифовича Бокшая (1891 – 1975) «Зимний день». Пейзаж написан в 1955 году и находится в Национальном художественном музее Литвы в городе Вильнюсе.
       Сначала учащимся можно предложить определить тему и идею произведения, ответив на вопросы: что изобразил автор и что хотел сказать своим произведением? Обычно формулировки бывают такими: тема картины – изображение зимнего дня в небольшой предгорной деревушке, идея – в том, чтобы показать красоту зимнего дня. Если предложить привести литературные ассоциации, возникающие при взгляде на картину, то неизменно вспоминают «Зимнее утро» А. С. Пушкина.
       Тема в живописи задаётся жанром; как и в литературном произведении, тема чаще всего отражается в названии. Но идейное содержание картины «Зимний день» более глубокое, чем может показаться на первый взгляд. Для разгадки секрета автора необходимо обратиться к изобразительно-выразительным средствам и раскрыть их роль в выражении авторского замысла.
       Рассмотрим лишь некоторые важнейшие из изобразительно-выразительных средств живописи:
  • композиция – взаимное расположение частей; традиционно говорят о симметричной и асимметричной композиции;
  • композиционный центр – деталь или предмет, которые наиболее отличаются от других по размеру или цвету;
  • колорит – сочетание цветов; по сочетанию цветов одной или разных групп (тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый; холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый) выделяют гармоничный и контрастный колорит.
       Как правило, авторскую идею выражают композиция и композиционный центр, а настроение передаётся при помощи колорита.
       Картина «Зимний день» И. И. Бокшая характеризуется симметричной композицией (передний план сдвинут влево, а задний план отодвинут вправо), что говорит о гармонии как отличительном свойстве природы. Композиционным центром является крохотная фигурка женщины с красным платком на голове. Художник специально привлекает наше внимание к этой детали, и мы подходим к разгадке секрета автора, понимая, что человек лишь часть природы. Таким образом, идейное содержание этой простой на первый взгляд картины становится глубоким, философским.
       Гармоничный сине-белый колорит с самого начала создал ощущение свежести и радостной приподнятости, что и вызвало в памяти строчки А. С. Пушкина:  «Мороз и солнце; день чудесный!». Но анализ композиции и композиционного центра расширил ассоциативное поле. Так, идейно близким является заключительный фрагмент романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», описывающий «небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России», хотя без целенаправленного анализа эта ассоциация не смогла бы возникнуть.
       Русский поэт XIX века Николай Гнедич справедливо утверждал: «Поэзия имеет язык особенный; она любит украшаться богато и великолепно, но всегда со вкусом. Она берёт все цветы природы и щедро их рассыпает, её прощают за самую расточительность. Она присвоила себе множество слов, в прозе непозволительных, вводит новые; имеет исключительное право принимать старые или употребительные в языке чужестранном, выражать многие слова одним, располагать их новым порядком и, наконец, позволяет себе многие вольности, отличающие слог стихотворный от языка обыкновенного» [1]. Важно, чтобы ученики не только видели своеобразие языка художественного произведения, но и понимали его роль в раскрытии авторского замысла.
       Сравнение произведений разных видов искусства и понимание содержания произведения одного вида искусства через произведение другого вида искусства – естественный процесс, так как искусство – отражение действительности в художественных образах, оно говорит с человеком на языке художественных образов и законов композиции, на языке чувства и мысли. Следовательно, содержание разных произведений искусства может быть одинаковым, а форма – различной (в зависимости от вида искусства). Если человек через «нагромождение» формы смог добраться до того вечного, что таит в себе содержание, переданное через художественный образ, то он постиг произведение искусства и сумел разгадать секрет автора.

 

       [1] Борохов, Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – с. 391.

Категория: Литература | Добавил: Лена | Теги: васнецов, колорит, Апофеоз войны, верещагин, пушкин, композиция, Бокшай, Портрет Достоевского, Пущин, живопись
Просмотров: 2226 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/83
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Шиляева Е. Г. © 2024
Таймер
До Нового года
прогноз погоды
Афоризмы мудрых
ОО Кирово-Чепецка
МБОУ МПЛ
МБОУ «Лицей»
МКОУ СОШ с УИОП № 4
МКОУ СОШ № 5
МКОУ СОШ № 6
МКОУ СОШ с УИОП № 7
МКОУ ЦОБР
КОГОАУ «Гимназия № 1»
МКОУ СОШ с УИОП № 10
МБОУ гимназия № 2
МКОУ ООШ мкр. Каринторф
КОГОБУ ШОВЗ
КОГОБУ ВСШ
МБУ ДО ДШИ им. Г.И. Бабко
МБУ ДО ДХШ им. Л.Т. Брылина
МБУ ДО ЦДТ «Радуга»
МБУ ДО СЮТур
МКУ ДО «МРЦ»
коллеги
Захарьина Е.А.
Перова И.Н.
Опалева Л.Л.
Шатунова Е.К.
Рылова О.В.
Мабатова Ю.Б.
Мартынова Е.И.
Саитова Н.А.
Будымко И.Е.
Карта посещений
free counters
Посетители
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт создан