Статья «Секрет автора, или Роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении» (2013 год)
13.05.2013, 00:25
Живопись – это поэзия, которую видят,
поэзия – это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Школьная практика показывает, что, несмотря на усилия учителей, многие ученики формально подходят к анализу литературного произведения. В худшем случае школьники знают некоторые литературоведческие понятия, в лучшем случае умеют находить структурные элементы и изобразительно-выразительные средства, и лишь самые талантливые из учащихся понимают их роль в раскрытии авторского замысла. Показать важную роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении может анализ одного из живописных полотен, так как живопись в отличие от литературы – искусство пространственное, видимое и потому наглядное. Кроме того, количество необходимых для анализа изобразительно-выразительных средств в живописи значительно меньше, чем в литературе; неслучайно обучать сочинению по картине в школе начинают раньше, чем сочинению по литературному произведению. Анализ картины может быть частью урока по обучению анализу лирического произведения в 10 классе, когда школьники уже владеют элементарными навыками анализа, но творческие работы ещё не отличаются глубиной. Для примера можно проанализировать картину украинского художника Иосифа Иосифовича Бокшая (1891 – 1975) «Зимний день». Пейзаж написан в 1955 году и находится в Национальном художественном музее Литвы в городе Вильнюсе.
Сначала учащимся можно предложить определить тему и идею произведения, ответив на вопросы: что изобразил автор и что хотел сказать своим произведением? Обычно формулировки бывают такими: тема картины – изображение зимнего дня в небольшой предгорной деревушке, идея – в том, чтобы показать красоту зимнего дня. Если предложить привести литературные ассоциации, возникающие при взгляде на картину, то неизменно вспоминают «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Тема в живописи задаётся жанром; как и в литературном произведении, тема чаще всего отражается в названии. Но идейное содержание картины «Зимний день» более глубокое, чем может показаться на первый взгляд. Для разгадки секрета автора необходимо обратиться к изобразительно-выразительным средствам и раскрыть их роль в выражении авторского замысла. Рассмотрим лишь некоторые важнейшие из изобразительно-выразительных средств живописи:
композиция – взаимное расположение частей; традиционно говорят о симметричной и асимметричной композиции;
композиционный центр – деталь или предмет, которые наиболее отличаются от других по размеру или цвету;
колорит – сочетание цветов; по сочетанию цветов одной или разных групп (тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый; холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый) выделяют гармоничный и контрастный колорит.
Как правило, авторскую идею выражают композиция и композиционный центр, а настроение передаётся при помощи колорита.
Картина «Зимний день» И. И. Бокшая характеризуется симметричной композицией (передний план сдвинут влево, а задний план отодвинут вправо), что говорит о гармонии как отличительном свойстве природы. Композиционным центром является крохотная фигурка женщины с красным платком на голове. Художник специально привлекает наше внимание к этой детали, и мы подходим к разгадке секрета автора, понимая, что человек лишь часть природы. Таким образом, идейное содержание этой простой на первый взгляд картины становится глубоким, философским. Гармоничный сине-белый колорит с самого начала создал ощущение свежести и радостной приподнятости, что и вызвало в памяти строчки А. С. Пушкина: «Мороз и солнце; день чудесный!». Но анализ композиции и композиционного центра расширил ассоциативное поле. Так, идейно близким является заключительный фрагмент романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», описывающий «небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России», хотя без целенаправленного анализа эта ассоциация не смогла бы возникнуть. Русский поэт XIX века Николай Гнедич справедливо утверждал: «Поэзия имеет язык особенный; она любит украшаться богато и великолепно, но всегда со вкусом. Она берёт все цветы природы и щедро их рассыпает, её прощают за самую расточительность. Она присвоила себе множество слов, в прозе непозволительных, вводит новые; имеет исключительное право принимать старые или употребительные в языке чужестранном, выражать многие слова одним, располагать их новым порядком и, наконец, позволяет себе многие вольности, отличающие слог стихотворный от языка обыкновенного» [1]. Важно, чтобы ученики не только видели своеобразие языка художественного произведения, но и понимали его роль в раскрытии авторского замысла. Сравнение произведений разных видов искусства и понимание содержания произведения одного вида искусства через произведение другого вида искусства – естественный процесс, так как искусство – отражение действительности в художественных образах, оно говорит с человеком на языке художественных образов и законов композиции, на языке чувства и мысли. Следовательно, содержание разных произведений искусства может быть одинаковым, а форма – различной (в зависимости от вида искусства). Если человек через «нагромождение» формы смог добраться до того вечного, что таит в себе содержание, переданное через художественный образ, то он постиг произведение искусства и сумел разгадать секрет автора.
[1] Борохов, Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – с. 391.