Широкое распространение информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс привело к появлению электронных средств обучения (ЭСО). Сегодня учитель уже не сомневается в необходимости использования компьютера в образовательном процессе, перед ним встают иные вопросы:
- как эффективно использовать компьютер?
- как «не утонуть» в море обучающих программ и выбрать нужную?
- как построить урок с использованием ЭСО и качественно его провести?
На наш взгляд, основными проблемами применения ЭСО в образовательном процессе являются следующие:
- учителя затрудняются системно встроить готовые ЭСО в свою профессиональную деятельность и ограничиваются их фрагментарным использованием;
- для регулярного использования ЭСО школам даже с хорошей материальной базой не хватает некоторых технических ресурсов;
- обучающиеся, имеющие дома компьютер, крайне редко используют его для обучения (исключение – поиск учебной информации в Интернете).
Что же такое электронные средства обучения? Электронные средства обучения (ЭСО) – это средства, работающие с использованием компьютерной или телекоммуникационной техники и применяемые непосредственно в образовательном процессе.
ЭСО должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Сфера применения ЭСО в образовательном процессе широка: они используются при объяснении нового материала, закреплении и обобщении изученного, проведении текущего контроля, организации самостоятельной, практической, лабораторной работы, дистанционного обучения, т.к. служат источником учебной информации, управляют познавательной деятельностью обучающихся, контролируют результаты обучения, оказывают индивидуальную помощь, содержат гиперссылки на дополнительную литературу, а также способствуют развитию УУД, познавательного интереса и мотивации к предмету и учению, т.е. становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Единой общепринятой классификации ЭСО нет. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является классификация ЭСО по функциональному назначению (за основу взята классификация Д.В. Чернилевского).
В классификации представлены не все виды ЭСО, но она является открытой и может дополняться в результате развития информационных технологий и создания новых электронных продуктов.
В качестве примеров ЭСО приведены в основном программные средства на электронных носителях (дисках). Почему? В чём их кардинальное отличие от Интернет-ресурсов?
ЭСО на электронных носителях обладают рядом преимуществ:
- их применение не зависит от наличия и скорости Интернета;
- соответствуют общедидактическим требованиям, учитывают психолого-педагогические особенности обучающихся и защищены от информации, причиняющей вред здоровью и развитию школьников, т.к. проходят серьёзную научную (предметную), дидактико-методическую и техническую экспертизу и апробацию;
- при их разработке учитываются основные нормативные документы (ФГОС и примерные учебные программы), поэтому материал тематически и поэтапно структурирован и достаточно легко встраивается в образовательный процесс;
- чаще всего имеют бумажные аналоги, или информация может быть распечатана.
Несмотря на несомненные достоинства, которыми обладают ЭСО на электронных носителях, стоит отметить, что они содержательно и технически быстро устаревают и поэтому требуют замены, что связано с временны́ми (поиск новых аналогов) и материальными затратами.
При планировании и подготовке уроков с применением ЭСО необходимо:
- уточнять место ЭСО в контексте логики раскрытия учебного материала и думать о целесообразности их применения на конкретном уроке;
- выбирать вид ЭСО в соответствии с дидактической целью урока;
- учитывать специфику учебного материала и особенности класса;
- согласовывать выбранное ЭСО с другими средствами обучения, применяемыми на уроке;
- соблюдать нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 , проводить регулярные зрительные и двигательные физкультминутки;
- отдавать предпочтение в урочной и внеурочной деятельности ЭСО на электронных носителях, а при организации домашнего задания и дистанционного обучения – проверенным Интернет-ресурсам;
- не забывать, что ЭСО – это не цель, а средство обучения.
Информационные ресурсы
- Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе : учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Электронные средства обучения и их использование в подготовке школьников. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html, свободный. – Загл. с экрана.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках:
- 1 – 2 классы – 10 – 15 минут;
- 3 – 4 классы – 15 – 20 минут;
- 5 – 7 классы – 20 – 25 минут;
- 8 – 11 классы – 25 – 30 минут.