Статья «Роль городского методического объединения в сетевом взаимодействии» (2009 год)
29.09.2012, 02:28
Люди вместе могут совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение их сил
может стать почти всемогущим. Даниэл Уэбстер,
американский государственный деятель
XIX века
Муниципальная методическая служба города Кирово-Чепецка имеет матричную структуру, состоящую из уровней: городского методического совета, городских методических и творческих объединений педагогов и др. Координацию и сетевое взаимодействие между отдельными уровнями осуществляет городской методический кабинет. Такая структура обеспечивает высокую скорость принятия решений, значимых как для методической службы в целом, так и для отдельных уровневых объединений, и характеризуется динамичностью, мобильностью, гибкостью. Несомненное достоинство сетевой организации заключается также в том, что уровни являются достаточно независимыми, свободными в своей внутренней деятельности. Поэтому структурные подразделения, в частности профессиональные объединения педагогов, могут работать над собственной методической темой в рамках единой городской (например, методическая тема ГМО учителей-словесников - «Развитие субъектности ученика и учителя средствами русского языка и литературы»). При планировании деятельности городского методического объединения на учебный год следует учитывать не только направления работы муниципальной методической службы, но и предметную специфику. Работа ГМО учителей русского языка и литературы традиционно строится на основе так называемых «знаменательных» дат, прежде всего юбилеев поэтов, писателей, лингвистов, и актуальных проблем, а формы работы часто обусловлены основными направлениями деятельности МОУ «Городской методический кабинет» (мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная, информационно-аналитическая, редакционно-издательская). Одной из важнейших функций ГМО является развитие кадрового потенциала через повышение квалификации педагогов и совершенствование профессионально важных личностных качеств. Ежегодно по заявке МОУ «Городской методический кабинет» педагоги общеобразовательных учреждений города Кирово-Чепецка проходят курсовую подготовку в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. За последние три года 59 учителей русского языка и литературы обучались на курсах КИПК и ПРО. Кроме того, некоторые учителя прошли обучение на дистанционных курсах Педагогического университета «Первое сентября». Городские методические объединения используют и другие формы повышения квалификации педагогов:
проблемно-творческие группы («Промежуточный и итоговый контроль на уроках русского языка в 5 - 6 классах», «Практикум по орфографии для учащихся 10 класса», «Работа над культурой речи учащихся», «Мониторинг ключевых компетентностей»);
мастер-классы («Правила ведения дискуссии», «Основы исследовательской деятельности»);
семинары и круглые столы («Информационные технологии на уроках русского языка и литературы», «Современный учебник литературы в старших классах: проблемы, поиски, находки»);
консультации («Русский язык и литература в новом Базисном учебном плане», «Выполнение задания с развёрнутым ответом на ЕГЭ по русскому языку», «Вопросы истории языка в школьном курсе»).
Также учителя регулярно обобщают опыт своей работы и представляют его на заседаниях ГМО. Городские методические объединения не изолированы, они сотрудничают друг с другом. К примеру, учителя русского языка и литературы нередко принимают участие в проверке творческих работ школьников по биологии, экологии, географии, истории, физике, а учителя информатики обязательно входят в состав экспертных комиссий городского профессионального конкурса «Лучший урок с использованием мультимедийной презентации». Внутри городских методических объединений организуется система внеклассных мероприятий для учащихся. Разные формы внеклассной работы способствуют формированию и совершенствованию общеучебных и специальных умений и навыков школьников, их социальной адаптации, развитию творческих способностей и познавательного интереса к предметам. В течение 2006 - 2009 годов в рамках ГМО учителей русского языка и литературы было проведено 20 городских внеклассных мероприятий и конкурсов:
совместные с городской библиотечной сетью мероприятия;
ежегодные конкурсы сочинений;
традиционные конкурсы чтецов в форме литературной гостиной, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий;
конкурсы мультимедийных презентаций;
открытые городские олимпиады по литературе;
интеллектуальные марафоны;
праздники русского языка и т.п.
В подготовке и проведении мероприятий участвуют педагоги всех общеобразовательных учреждений города Кирово-Чепецка, что позволяет преодолеть их автономность и закрытость. Результат чётко спланированной и организованной деятельности ГМО - высокая квалификация педагогов (43 % учителей русского языка и литературы имеют высшую категорию, 50 % - первую, 4 % - вторую, 3 % не имеют категории) и хорошие результаты учащихся не только инновационных общеобразовательных учреждений, но и средних общеобразовательных школ города Кирово-Чепецка на ЕГЭ по русскому языку, областных предметных олимпиадах, а также в областных («Русский медвежонок - языкознание для всех», «Край мой Вятский», «Образы Земли» и пр.) и всероссийских (Открытая заочная олимпиада по циклу гуманитарных наук, Российский заочный конкурс «Познание и творчество», Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада Центра дистанционного образования «Эйдос» и пр.) конкурсах. Таким образом, городские методические объединения, способствуя развитию кадрового потенциала педагогов и используя различные формы работы с учащимися, являются важной составляющей муниципальной методической службы и осуществляют непосредственную связь между общеобразовательными учреждениями города и координационным центром – городским методическим кабинетом.