Основные понятия
Гуманитарное образование (лат. human – «человек») – совокупность знаний в области общественных наук (лингвистика, филология, искусствоведение, история, право, экономика, философия, этика, педагогика, психология, социология) и связанных с ними практических навыков и умений.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – обобщающее понятие, описывающее различные приёмы, методы и способы применения компьютерной техники при выполнении функций поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации.
Качество образования – способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.
Ресурс – условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат; средство, к которому обращаются при необходимости.
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), ЭОР (электронные образовательные ресурсы), ЭСО (электронные средства обучения) – учебные материалы, для воспроизведения которых используется компьютерная или телекоммуникационная техника.
ЭУМ (электронный учебный модуль) – электронный образовательный ресурс нового поколения, представляющий собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определённой учебной задачи.
Анализ проблемы
Информационно-коммуникационные технологии с каждым днём всё больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, обусловленные распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и региональных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта в области ИКТ у всё большего количества педагогов.
Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Время предъявляет особые требования к уровню компетентности учителя, особенно к уровню компетентности в области ИКТ (ИКТ-компетентности). Не случайно одним из существенных условий реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды.
В то же время практика показывает, что нередко использование ИКТ никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях приводит к негативному результату, так как педагоги, увлёкшись применением ЭСО, переходят от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам, часто используют однообразные формы ИКТ, снижающие познавательный интерес к предмету и учебной деятельности.
Поэтому обучение целесообразному (оправданному и уместному) использованию ЭСО, знакомство с эффективными приёмами и формами использования ИКТ в образовательном процессе должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.
Формы применения ИКТ в образовательном процессе
В педагогический практике применяются разнообразные формы ИКТ.
Готовые ЭСО – это прежде всего разного типа ЭУМ (информационные, практические, контрольные) «Федерального центра информационно-образовательных ресурсов»; учебные видеоматериалы (видеолекции, документальные и художественные фильмы, экранизации, мультфильмы, буктрейлеры, видеоролики); электронные энциклопедии, аудиокниги, фонохрестоматии.
Подробнее остановлюсь на коллекции авторских ЭСО, часть которой представлена на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны в разделах «Методическая копилка», «Дистанционное обучение», «Тесты онлайн».
Авторские ЭСО применяются в 4 основных формах:
- мультимедийные презентации;
- учебные фильмы;
- учебные сайты;
- компьютерные тесты.
Мультимедийные презентации
Ещё в XIX веке К. Д. Ушинский отмечал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания».
Этому требованию в значительной мере отвечают мультимедийные презентации, которые содействуют не только обучению, но и воспитанию, так как позволяют в связи со спецификой гуманитарных предметов объединить в одном ЭСО красочные изображения шедевров живописи, скульптуры и архитектуры с музыкальным и текстовым сопровождением, что оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус обучающихся и даёт возможность получать прочные знания в области учебных дисциплин.
Если презентации становятся не самоцелью, а действительно используются в качестве ЭСО, то они обладают несомненными достоинствами:
- обеспечивают наглядность и доступность материала с учётом разных типов восприятия;
- помогают выдержать логику урока;
- позволяют использовать различные формы представления информации (аудио- и видеофрагменты, схемы, таблицы, диаграммы и т. п.).
Мною создано более 30 авторских презентаций по русскому языку, около 50 презентаций по литературе, презентации по всем темам школьного курса МХК.
Среди эффективных приёмов рекомендую следующие:
- по русскому языку – ребусы и словарный диктант по теме «Имя числительное» (рисунки-слайды 1, 2);
- по литературе – работа с иллюстрациями обучающихся: анализ фактических ошибок, сравнение ученических рисунков с иллюстрациями профессиональных художников (рисунок-слайд 3);
- по МХК – создание проблемной ситуации через интеграцию предметов и (или) объединение произведений разных видов искусства, использование различных форм представления информации (рисунок-слайд 4).
Рисунок-слайд 1 |
Рисунок-слайд 2 |
|
|
Рисунок-слайд 3 |
Рисунок-слайд 4 |
|
|
На рисунке 3 приведены ученические работы по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
1) Там в облаках перед народом / Через леса, через моря / Колдун несёт богатыря…
2) Избушка там на курьих ножках / Стоит без окон, без дверей…
3) Но вдруг пред витязем пещера… / В пещере старец; ясный вид, / Спокойный взор, брада седая…
4) русская красавица Людмила, дочь Владимира-солнце.
Учебные фильмы
Перед просмотром готовых и авторских учебных фильмов обучающимся всегда предлагаются вопросы, побуждающие не только смотреть, но и отбирать необходимую информацию, думать, размышлять, делать выводы, давать свою оценку содержанию и форме ЭСО.
Учебные фильмы более трудоёмки, чем презентации, поэтому их в коллекции авторских ЭСО не так много (чуть больше 10), но они позволяют учителю реализовать не столько образовательные и развивающие цели, сколько воспитательные, что очень важно для предметов гуманитарного цикла. По наблюдениям, учебные фильмы, созданные самим учителем, повышают его авторитет у обучающихся и становятся одним из способов развития познавательного интереса к его предмету.
Этому же способствуют видеоряды к стихотворениям, позволяющие также углубить понимание лирического произведения.
Пример удачного применения авторских ЭСО в форме презентации и видеоряда к стихотворению приведён в модели урока литературы для 10 класса по теме «А. А. Фет. Жизнь и творчество» на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны.
Учебные сайты
Авторские учебные сайты, созданные в программе Microsoft Office FrontPage, не опубликованы, но это не стоит считать недостатком, так как далеко не все компьютеры в школе имеют выход в Интернет.
Среди учебных сайтов хочется выделить сайт «Языки мира», созданный мною в 2007 году и эффективно применяемый в качестве справочно-учебного пособия (рисунок 5). На уроках русского языка и во внеурочной деятельности обучающиеся постепенно знакомятся с многообразием языков, их связями на основе генеалогической классификации, получают представление о мировых и искусственных языках.
Рисунок 5
Компьютерные тесты
В качестве ЭСО, предназначенного для автоматизированного контроля знаний и умений, на уроках МХК в системе используются авторские компьютерные тесты: «Что ты знаешь об искусстве?», «Виды искусства», «Культура доренессансной эпохи», «Культура Ренессанса», «Культура Западной Европы XVII – XIX веков» – представленные на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны в категории «МХК» раздела «Методическая копилка».
Компьютерные тесты позволяют экономить время и, как показывает практика, вызывают у обучающихся больше положительных эмоций, чем тесты на бумажных носителях: для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация ещё не потеряла своей актуальности) он получает объективный результат с указанием ошибок.
Также созданы 4 варианта обучающих тестов по русскому языку «Учимся искать информацию». Пример их использования на уроке, а также применения презентации и авторского учебного фильма как ЭСО приведён в модели урока русского языка для 6 класса «Усердней с каждым днём гляжу в словарь…» на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны.
Отдельные приёмы использования авторских ЭСО представлены педагогическому сообществу на открытых уроках («А. А. Фет. Жизнь и творчество», «М. И. Цветаева. Судьба и творчество», «Актуальные и вечные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Декоративно-прикладное искусство», «Театр и литература Древней Греции», «Жанр фэнтези в искусстве») и мастер-классах («Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы и мировой художественной культуры. Создание видеоролика с помощью программы Windows Movie Maker», «Способы формирования познавательной активности школьников на уроках литературы», «Секрет автора, или Роль изобразительно-выразительных средств в произведении искусства») на школьном, муниципальном, окружном, областном, всероссийском уровнях.
ИКТ как средство индивидуального развития обучающихся
Если на уроках с применением ИКТ чаще всего используется фронтальная ФОПД, то во внеурочной деятельности преобладает индивидуальная ФОПД.
В разделах «Дистанционное обучение» и «Тесты онлайн» на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны представлены следующие ЭСО:
В процессе разработки находится учебный сайт Шиляевой Елены Геннадьевны «МХК в зеркале современности»: готовы категории «Первобытное искусство» и «Древний Египет» в разделе «Зарубежное искусство».
Использование сайта учителя как элемента образовательной среды позволяет решить следующие задачи:
- освоение системы базовых предметных знаний по русскому языку, литературе, МХК и устранение пробелов в знаниях;
- подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ;
- автоматизированный самоконтроль обучающихся в любое удобное для них время;
- развитие информационных умений и навыков самостоятельной работы;
- приобщение обучающихся к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ими.
Кроме того, ИКТ используются как средство развития познавательной и творческой активности обучающихся, так как ученики выполняют учебные проекты и некоторые домашние задания на компьютере, создавая собственные электронные продукты: презентации, видеоряды к стихотворениям и видеоролики, сайты и буклеты, рисунки и схемы (рисунки 6 – 8). Создание собственных электронных продуктов способствует также формированию и совершенствованию информационной культуры школьников, развивает критическое мышление.
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
|
|
|
Примеры творческих работ обучающихся приведены на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны в соответствующей категории раздела «Методическая копилка».
Результативность применения ИКТ и перспективы
Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета:
- интенсификация процесса обучения (повышение темпа урока и, как следствие, высвобождение времени, бо́льшая доступность в объяснении нового материала, обогащение предметного содержания);
- активизация учебно-познавательной деятельности (чередование разных форм представления информации, использование различных ФОПД и средств обучения позволяет избежать однообразия и утомляемости, способствует активному включению обучающихся в образовательный процесс);
- развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей, информационных умений.
Свидетельством эффективного применения ИКТ в образовательном процессе являются востребованность авторских методических разработок педагогическим сообществом, усиление мотивации и формирование стойкого познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла, высокие результаты в конкурсах различного уровня:
- учитель – победитель, призёр и лауреат городских профессиональных конкурсов «Лучший урок с использованием мультимедийной презентации», «Лучший урок с использованием авторских мультимедийных средств» (2007 – 2008, 2008 – 2009, 2009 – 2010, 2011 – 2012, 2012 – 2013 учебные годы); областного конкурса сайтов учителей русского языка и литературы (2012 – 2013 учебный год); областного Фестиваля педагогических идей «Открытый урок победителя» (2013 – 2014, 2014 – 2015 учебные годы); Всероссийского заочного открытого конкурса методических разработок «Мастерская учителя» (2009 – 2010 учебный год); Международного креатив-фестиваля методических разработок «Инновации будущего» (2013 – 2014 учебный год);
- обучающиеся – победители и призёры городского конкурса мультимедийных презентаций (2008 – 2009, 2009 – 2010, 2010 – 2011, 2011 – 2012, 2012 – 2013, 2013 – 2014 учебные годы); городского конкурса рекламных буклетов «Книга, которая...» (2010 – 2011 учебный год); областного конкурса фестиваля «Гимн воде» в номинации «КАПель» (2008 – 2009 учебный год).
О целесообразном применении ЭСО на уроках свидетельствуют также положительные отзывы педагогического сообщества об открытых уроках на школьном, муниципальном, окружном, областном уровнях.
Перспективами своей работы в данном направлении считаю переход на электронные книги, использование в образовательном процессе интерактивной системы обучения, тестирования и голосования Votum (пульты), участие в дистанционном обучении.
Послесловие
Ещё в 2001 году программист и автор многих компьютерных игр Марк Пренски сформулировал основной парадокс современного образования: он в том, что «цифровых аборигенов» в школах обучают «цифровые иммигранты».
«Цифровые аборигены» – это те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, сотовых телефонов, видеокамер, mp3-плееров, игровых приставок и других цифровых игрушек (т. е. наши ученики); для них Интернет стал неотъемлемой частью мира. «Цифровыми иммигрантами» оказываются поколения, сформировавшиеся до цифровой эры (т. е. учителя, мы с вами).
Но, может быть, пришло время отказаться от такого явного противопоставления и считать и учеников, и учителей, пусть пока ещё не совсем равноправными, гражданами цифрового мира. А как думаете Вы?
|