Среда, 15.05.2024, 17:31
Персональный сайт Шиляевой Елены Геннадьевны
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [21]
Литература [42]
МХК [13]
История (5 класс) [14]
ОБЖ (5 класс) [6]
Классному руководителю [15]
Родителям [2]
Исследования и проекты [22]
Творческие работы учащихся [27]
Методика и дидактика [6]
Поиск на сайте
Опрос
Какой раздел сайта Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1336
Полезные ссылки
ИО портал КО
МБОУ МПЛ в ВК
«Лицей» в ВК
«Гимназия № 1» в ВК
Гимназия № 2 в ВК
КОГОАУ ВГГ
ВГГ в ВК
КОГОАУ «ККК»
КОГОБУ ДО «Мемориал»
ИРО Кировской области
ИРО КО в ВК
ДО г. Кирово-Чепецка
Минобразования КО
Олимпиады в КО
ЦОКО Кировской области
ФИПИ
«Герценка» в ВК
«Учитель года КО»
Грамота.ru
Это интересно
Поздравьте
Праздники России
Форма входа
 Методическая копилка
Главная » Файлы » Методика и дидактика

ИКТ как ресурс повышения качества гуманитарного образования
23.02.2015, 21:36

       Основные понятия

       Гуманитарное образование (лат. human – «человек») – совокупность знаний в области общественных наук (лингвистика, филология, искусствоведение, история, право, экономика, философия, этика, педагогика, психология, социология) и связанных с ними практических навыков и умений.
       ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – обобщающее понятие, описывающее различные приёмы, методы и способы применения компьютерной техники при выполнении функций поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации.
       Качество образования – способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.
       Ресурс – условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат; средство, к которому обращаются при необходимости.
       ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), ЭОР (электронные образовательные ресурсы), ЭСО (электронные средства обучения) – учебные материалы, для воспроизведения которых используется компьютерная или телекоммуникационная техника.
       ЭУМ (электронный учебный модуль) – электронный образовательный ресурс нового поколения, представляющий собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определённой учебной задачи.

 

       Анализ проблемы

       Информационно-коммуникационные технологии с каждым днём всё больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, обусловленные распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и региональных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта в области ИКТ у всё большего количества педагогов.
       Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Время предъявляет особые требования к уровню компетентности учителя, особенно к уровню компетентности в области ИКТ (ИКТ-компетентности). Не случайно одним из существенных условий реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды.
       В то же время практика показывает, что нередко использование ИКТ никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях приводит к негативному результату, так как  педагоги, увлёкшись применением ЭСО, переходят от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам, часто используют однообразные формы ИКТ, снижающие познавательный интерес к предмету и учебной деятельности.
       Поэтому обучение целесообразному (оправданному и уместному) использованию ЭСО, знакомство с эффективными приёмами и формами использования ИКТ в образовательном процессе должно войти в содержание подготовки педагогов в области информатизации образования.

 

       Формы применения ИКТ в образовательном процессе

       В педагогический практике применяются разнообразные формы ИКТ.
       Готовые ЭСО – это прежде всего разного типа ЭУМ (информационные, практические, контрольные) «Федерального центра информационно-образовательных ресурсов»; учебные видеоматериалы (видеолекции, документальные и художественные фильмы, экранизации, мультфильмы, буктрейлеры, видеоролики); электронные энциклопедии, аудиокниги, фонохрестоматии.
       Подробнее остановлюсь на коллекции авторских ЭСО, часть которой представлена на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны в разделах «Методическая копилка», «Дистанционное обучение», «Тесты онлайн».
       Авторские ЭСО применяются в 4 основных формах:

  • мультимедийные презентации;
  • учебные фильмы;
  • учебные сайты;
  • компьютерные тесты.

       Мультимедийные презентации

       Ещё в XIX веке К. Д. Ушинский отмечал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания».
       Этому требованию в значительной мере отвечают мультимедийные презентации, которые содействуют не только обучению, но и воспитанию, так как позволяют в связи со спецификой гуманитарных предметов объединить в одном ЭСО красочные изображения шедевров живописи, скульптуры и архитектуры с музыкальным и текстовым сопровождением, что оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус обучающихся и даёт возможность получать прочные знания в области учебных дисциплин.
       Если презентации становятся не самоцелью, а действительно используются в качестве ЭСО, то они обладают несомненными достоинствами:

  • обеспечивают наглядность и доступность материала с учётом разных типов восприятия;
  • помогают выдержать логику урока;
  • позволяют использовать различные формы представления информации (аудио- и видеофрагменты, схемы, таблицы, диаграммы и т. п.).

       Мною создано более 30 авторских презентаций по русскому языку, около 50 презентаций по литературе, презентации по всем темам школьного курса МХК.
       Среди эффективных приёмов рекомендую следующие:

  • по русскому языку – ребусы и словарный диктант по теме «Имя числительное» (рисунки-слайды 1, 2);
  • по литературе – работа с иллюстрациями обучающихся: анализ фактических ошибок, сравнение ученических рисунков с иллюстрациями профессиональных художников (рисунок-слайд 3);
  • по МХК – создание проблемной ситуации через интеграцию предметов и (или) объединение произведений разных видов искусства, использование различных форм представления информации (рисунок-слайд 4).
Рисунок-слайд 1 Рисунок-слайд 2
Рисунок-слайд 3 Рисунок-слайд 4

        На рисунке 3 приведены ученические работы по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
          1) Там в облаках перед народом / Через леса, через моря / Колдун несёт богатыря…
          2) Избушка там на курьих ножках / Стоит без окон, без дверей…
          3) Но вдруг пред витязем пещера… / В пещере старец; ясный вид, / Спокойный взор, брада седая…
          4) русская красавица Людмила, дочь Владимира-солнце.

       Учебные фильмы

       Перед просмотром готовых и авторских учебных фильмов обучающимся всегда предлагаются вопросы, побуждающие не только смотреть, но и отбирать необходимую информацию, думать, размышлять, делать выводы, давать свою оценку содержанию и форме ЭСО.
       Учебные фильмы более трудоёмки, чем презентации, поэтому их в коллекции авторских ЭСО не так много (чуть больше 10), но они позволяют учителю реализовать не столько образовательные и развивающие цели, сколько воспитательные, что очень важно для предметов гуманитарного цикла. По наблюдениям, учебные фильмы, созданные самим учителем, повышают его авторитет у обучающихся и становятся одним из способов развития познавательного интереса к его предмету.
       Этому же способствуют видеоряды к стихотворениям, позволяющие также углубить понимание лирического произведения.
       Пример удачного применения авторских ЭСО в форме презентации и видеоряда к стихотворению приведён в модели урока литературы для 10 класса по теме «А. А. Фет. Жизнь и творчество» на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны.

       Учебные сайты

       Авторские учебные сайты, созданные в программе Microsoft Office FrontPage, не опубликованы, но это не стоит считать недостатком, так как далеко не все компьютеры в школе имеют выход в Интернет.
       Среди учебных сайтов хочется выделить сайт «Языки мира», созданный мною в 2007 году и эффективно применяемый в качестве справочно-учебного пособия (рисунок 5). На уроках русского языка и во внеурочной деятельности обучающиеся постепенно знакомятся с многообразием языков, их связями на основе генеалогической классификации, получают представление о мировых и искусственных языках.

Рисунок 5

       Компьютерные тесты

       В качестве ЭСО, предназначенного для автоматизированного контроля знаний и умений, на уроках МХК в системе используются авторские компьютерные тесты: «Что ты знаешь об искусстве?», «Виды искусства», «Культура доренессансной эпохи», «Культура Ренессанса», «Культура Западной Европы XVII – XIX веков» – представленные на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны в категории «МХК» раздела «Методическая копилка».
       Компьютерные тесты позволяют экономить время и, как показывает практика, вызывают у обучающихся больше положительных эмоций, чем тесты на бумажных носителях: для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация ещё не потеряла своей актуальности) он получает объективный результат с указанием ошибок.
       Также созданы 4 варианта обучающих тестов по русскому языку «Учимся искать информацию». Пример их использования на уроке, а также применения презентации и авторского учебного фильма как ЭСО приведён в модели урока русского языка для 6 класса «Усердней с каждым днём гляжу в словарь…» на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны.

       Отдельные приёмы использования авторских ЭСО представлены педагогическому сообществу на открытых уроках («А. А. Фет. Жизнь и творчество», «М. И. Цветаева. Судьба и творчество», «Актуальные и вечные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», «Декоративно-прикладное искусство», «Театр и литература Древней Греции», «Жанр фэнтези в искусстве») и мастер-классах («Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы и мировой художественной культуры. Создание видеоролика с помощью программы Windows Movie Maker», «Способы формирования познавательной активности школьников на уроках литературы», «Секрет автора, или Роль изобразительно-выразительных средств в произведении искусства») на школьном, муниципальном, окружном, областном, всероссийском уровнях.
 

       ИКТ как средство индивидуального развития обучающихся

       Если на уроках с применением ИКТ чаще всего используется фронтальная ФОПД, то во внеурочной деятельности преобладает индивидуальная ФОПД.
       В разделах «Дистанционное обучение» и «Тесты онлайн» на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны представлены следующие ЭСО:

       В процессе разработки находится учебный сайт Шиляевой Елены Геннадьевны «МХК в зеркале современности»: готовы категории «Первобытное искусство» и «Древний Египет» в разделе «Зарубежное искусство».
       Использование сайта учителя как элемента образовательной среды позволяет решить следующие задачи:

  • освоение системы базовых предметных знаний по русскому языку, литературе, МХК и устранение пробелов в знаниях;
  • подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ;
  • автоматизированный самоконтроль обучающихся в любое удобное для них время;
  • развитие информационных умений и навыков самостоятельной работы;
  • приобщение обучающихся к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ими.

       Кроме того, ИКТ используются как средство развития познавательной и творческой активности обучающихся, так как ученики выполняют учебные проекты и некоторые домашние задания на компьютере, создавая собственные электронные продукты: презентации, видеоряды к стихотворениям и видеоролики, сайты и буклеты, рисунки и схемы (рисунки 6 – 8). Создание собственных электронных продуктов способствует также формированию и совершенствованию информационной культуры школьников, развивает критическое мышление.

Рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8

       Примеры творческих работ обучающихся приведены на Персональном сайте Шиляевой Елены Геннадьевны в соответствующей категории раздела «Методическая копилка».
 

       Результативность применения ИКТ и перспективы

       Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета:

  • интенсификация процесса обучения (повышение темпа урока и, как следствие, высвобождение времени, бо́льшая доступность в объяснении нового материала, обогащение предметного содержания);
  • активизация учебно-познавательной деятельности (чередование разных форм представления информации, использование различных ФОПД и средств обучения позволяет избежать однообразия и утомляемости, способствует активному включению обучающихся в образовательный процесс);
  • развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей, информационных умений.

       Свидетельством эффективного применения ИКТ в образовательном процессе являются востребованность авторских методических разработок педагогическим сообществом, усиление мотивации и формирование стойкого познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла, высокие результаты в конкурсах различного уровня:

  • учитель – победитель, призёр и лауреат городских профессиональных конкурсов «Лучший урок с использованием мультимедийной презентации», «Лучший урок с использованием авторских мультимедийных средств» (2007 – 2008, 2008 – 2009, 2009 – 2010, 2011 – 2012, 2012 – 2013 учебные годы); областного конкурса сайтов учителей русского языка и литературы (2012 – 2013 учебный год); областного Фестиваля педагогических идей «Открытый урок победителя» (2013 – 2014, 2014 – 2015 учебные годы); Всероссийского заочного открытого конкурса методических разработок «Мастерская учителя» (2009 – 2010 учебный год); Международного креатив-фестиваля методических разработок «Инновации будущего» (2013 – 2014 учебный год);
  • обучающиеся – победители и призёры городского конкурса мультимедийных презентаций (2008 – 2009, 2009 – 2010, 2010 – 2011, 2011 – 2012, 2012 – 2013, 2013 – 2014 учебные годы); городского конкурса рекламных буклетов «Книга, которая...» (2010 – 2011 учебный год); областного конкурса фестиваля «Гимн воде» в номинации «КАПель» (2008 – 2009 учебный год).

       О целесообразном применении ЭСО на уроках свидетельствуют также положительные отзывы педагогического сообщества об открытых уроках на школьном, муниципальном, окружном, областном уровнях.
       Перспективами своей работы в данном направлении считаю переход на электронные книги, использование в образовательном процессе интерактивной системы обучения, тестирования и голосования Votum (пульты), участие в дистанционном обучении.

 

       Послесловие

       Ещё в 2001 году программист и автор многих компьютерных игр Марк Пренски сформулировал основной парадокс современного образования: он в том, что «цифровых аборигенов» в школах обучают «цифровые иммигранты».
       «Цифровые аборигены» – это те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, сотовых телефонов,  видеокамер, mp3-плееров, игровых приставок и других цифровых игрушек (т. е. наши ученики); для них Интернет стал неотъемлемой частью мира. «Цифровыми иммигрантами» оказываются поколения, сформировавшиеся до цифровой эры (т. е. учителя, мы с вами).
       Но, может быть, пришло время отказаться от такого явного противопоставления и считать и учеников, и учителей, пусть пока ещё не совсем равноправными, гражданами цифрового мира. А как думаете Вы?

 

Категория: Методика и дидактика | Добавил: Лена | Теги: публичная презентация, методическая разработка, методическое объединение, информационно-коммуникационные техн, ИКТ, опыт работы
Просмотров: 1513 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.9/15
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Шиляева Е. Г. © 2024
Таймер
До Нового года
прогноз погоды
Афоризмы мудрых
ОО Кирово-Чепецка
МБОУ МПЛ
МБОУ «Лицей»
МКОУ СОШ с УИОП № 4
МКОУ СОШ № 5
МКОУ СОШ № 6
МКОУ СОШ с УИОП № 7
МКОУ ЦОБР
КОГОАУ «Гимназия № 1»
МКОУ СОШ с УИОП № 10
МБОУ гимназия № 2
МКОУ ООШ мкр. Каринторф
КОГОБУ ШОВЗ
КОГОБУ ВСШ
МБУ ДО ДШИ им. Г.И. Бабко
МБУ ДО ДХШ им. Л.Т. Брылина
МБУ ДО ЦДТ «Радуга»
МБУ ДО СЮТур
МКУ ДО «МРЦ»
коллеги
Захарьина Е.А.
Перова И.Н.
Опалева Л.Л.
Шатунова Е.К.
Рылова О.В.
Мабатова Ю.Б.
Мартынова Е.И.
Саитова Н.А.
Будымко И.Е.
Карта посещений
free counters
Посетители
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Сайт создан